Как простить другого, как простить себя
Понять... Простить. А, быть может, простить - даже не понимая
Вот о прощении, о том, как простить я и хочу сказать несколько слов.
«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного».Это, если не ошибаюсь, слова святого Амвросия Оптинского. Хотя их могли бы сказать (и наверняка говорили что-то похожее) многие люди, осознавшие необходимость простоты в человеческих отношениях.
«Простота» и «прощение» - слова однокоренные, и это не случайно, конечно. Когда человек прощает другого - безусловно, без оговорок, то он восстанавливает изначальную простоту, которая была утрачена. То есть, прощение помогает исцелить отношения. Вот вопрос: какие же отношения нужно исцелять? Может быть, те, в которых человек примеряет какие-либо «личины», «маски». Он закрывает/защищает свою душу, потому что боится уколов со стороны близких или потому, что не доверяет самому себе. Боится себя?
Древние китайцы говорили: «Хочешь спать - спи. Хочешь есть - ешь. Превыше всего не поддавайся суете». Это ряд можно продолжить: хочешь говорить - говори искренне и прямо. А еще - осторожно, понимая, что почти любое слово может быть услышано и истолковано как-то иначе, не так, как хотел говорящий. Неуверенность и чувство собственной значимости приводит к суете и потребности искать защиты под маской. И возникают обиды. Как-то на одном из форумов возник разговор об обидах и прощении. Многие высказывались в том плане, что можно простить многое, а вот предательство - нельзя. Это удивляет.
Почему мы так нетерпимо относимся к предательству? Кого предает человек и что именно мы называем предательством? Допустим, муж обманывает жену, изменяет ей с другой женщиной. Она узнает об этом и считает, что он совершает предательство. Он обманул ее доверие. Все верно. Именно так и произошло. Вслушайтесь: он обманул ее доверие. Она верила ему, она видела в нем человека, неспособного на обман, а он ее обманул. Но ведь это ее решение, ее выбор - считать своего мужа человеком, неспособным на обман. Получается, что она винит его за самообман. Разве нет?
Предательство во время войны. Страшное дело, согласен. Но смотрите что получается. Он - предатель, а мы - нет. Он предал наше представление о должном и правильном. Мы уверены, что предавать Родину - нельзя, а он сделал это. Вывод: он - негодяй и должен быть наказан. А судить его будем мы - праведные и честные. Откуда мы знаем, что происходит в сердце и душе того человека? Возможно, его предательство может привести его к такому сокрушительному и очищающему раскаянию, до которого нам, праведным, очень далеко. Да просто праведным раскаиваться-то и не в чем. А ему - уже есть в чем. И, в любом случае, кто мы такие, чтобы судить и выносить приговоры? Только и можно, что вспомнить слова Христа о соломинке в чужом глазу и бревне в глазу собственном.
Поэтому прощение - это проявление любви и унижение гордыни. Унижая, попирая собственную гордыню, мы помогаем и другому человеку найти в себе силы для добрых перемен.
Принимать прощение бывает так же нелегко, как и просить его. Просить прощения - значит быть готовым к тому, что его могут нам не дать, верно? Ведь мы не требуем прощения, а просим его. Есть притча о двух старцах, которые долгое время были в дружбе, а потом поссорились, да так крепко, что и смотреть в сторону другого не хотели. Но вот один старец рассказал обо всем мудрому человеку и тот попросил его найти в себе силы для раскаяния и извиниться. Пошел первый старец ко второму, а тот его и слушать не стал и двери не открыл. Когда первый рассказал обо всем мудрецу, тот спросил у него, а простил ли он сам второго старца? И первый вдруг осознал, что он-то оказывается, сам держит обиду в сердце. И поняв это, простив мысленно своего обидчика, он пошел ко второму с радостью, - а тот уже летит к нему навстречу, простирая руки.
***