Мышление творческое и нетворческое: в чем отличие?
А что такое "творческое мышление?"
Конечно, найдем. Запросто. Начинаем искать. Немедленно возникает вопрос: «а что такое творческое мышление»? Кажется - элементарно. Творчество - это новизна, креативность, необычность, нестандартность, своеобразие. Определений набрали много, а такое впечатление, что до сути то и не добрались.
В словарях трактовка обманчива в своей простоте: «творчество - это процесс деятельности человека, в результате которого создается нечто новое, оригинальное. Одним из главных критериев творческой деятельности является уникальность полученного результата. Возникает вопрос: можно ли деятельность, в процессе которой получается нечто новое, но негативное, безнравственное, называть «творческой»? - Нельзя!
С другой стороны, может ли обучение и понимание быть творческим процессом? На первый взгляд - нет. Человек учится и понимает, - значит знакомится с тем, что уже известно. Посмотрим иначе: если человек учится и понимает, значит, он создает уникальные связи между нейронами. Новые творческие связи.
Об этом можно и нужно подумать. А пока - немного о любопытных исследованиях, которые провели американские нейрофизиологи. Так вот, ученые из Иллинойского университета сравнили активность мозга людей, обладающих творческим и, так называемым, систематическим мышлением. В чем отличие? - Первые способны (и склонны) к творческим озарениям. Вторые же предпочитают решать задачи системно, путем анализа. Так вот, ученые выяснили, что у тех и других людей принципиально разная структура активности мозга, причем не только в процессе решения каких-либо задач, но и в состоянии относительного покоя.
Эксперимент проводился в несколько этапов. Сначала мозговая активность фиксировалась в состоянии приятной расслабухи, т.е. испытуемые могли думать, о чем угодно. Потом требовалось расшифровать несколько анаграмм. Анаграммы, - слова, в которых переставлены буквы, - можно отгадывать двумя способами. Первый - систематический подбор букв, пока не будет найдет подходящий вариант. Второй - «погружение» в анаграмму и - внезапная догадка. Затем те, кто участвовал в эксперименте, сообщили ученым, каким именно способом они решали анаграммы. Оказалось, что мозговая активность у тех, кто предпочел интуитивный способ решения и тех, кто решал рационально, отличалась принципиально! Причем, активность мозга у двух групп людей была различной не только во время работы, но и в состоянии релаксации.
Как именно? - У сторонников творчески-интуитивного метода фиксировались очаги возбуждения в правом полушарии, которое отвечает за установление ассоциативных связей между какими-либо элементами. А ведь возникновение новых, необычных, неожиданных связей - и есть одна из характеристик творческого мышления.
Ученые сделали вывод, что склонность к определенному способу решения поставленных определяется уже существующим состоянием сознания.
Безусловно, что способность к творческому мышлению можно развить путем упражнений, предлагаемых, например, Эдвардом де Боно.
Во время эксперимента был сделал еще один важный вывод. Оказалось, что у образно/творчески мыслящих и систематически мыслящих людей, активность областей мозга, отвечающих за обработку визуальной информации, также различна. Рисунок альфа- и бета-ритмов у первых позволял сделать вывод, что их восприятие, скорее, рассеянно. Вторая группа отличалась сосредоточенностью восприятия визуальной информации. Вот вам и пресловутая рассеянность, позволяющая находить необычные связи!
***
Читайте еще!