Главная > О, сколько нам открытий чудных > Мышление творческое и нетворческое: в чем отличие?

Мышление творческое и нетворческое: в чем отличие?

А что такое «творческое мышление?»

Только доброта!Конечно, найдем. Запросто. Начинаем искать. Немедленно возникает вопрос: «а что такое творческое мышление»? Кажется — элементарно. Творчество — это новизна, креативность, необычность, нестандартность, своеобразие. Определений набрали много, а такое впечатление, что до сути то и не добрались.

В словарях трактовка обманчива в своей простоте: «творчество — это процесс деятельности человека, в результате которого создается нечто новое, оригинальное. Одним из главных критериев творческой деятельности является уникальность полученного результата. Возникает вопрос: можно ли деятельность, в процессе которой получается нечто новое, но негативное, безнравственное, называть «творческой»? — Нельзя!

С другой стороны, может ли обучение и понимание быть творческим процессом? На первый взгляд — нет. Человек учится и понимает, — значит знакомится с тем, что уже известно. Посмотрим иначе: если человек учится и понимает, значит, он создает уникальные связи между нейронами. Новые творческие связи.

Об этом можно и нужно подумать. А пока — немного о любопытных исследованиях, которые провели американские нейрофизиологи. Так вот, ученые из Иллинойского университета сравнили активность мозга людей, обладающих творческим и, так называемым, систематическим мышлением. В чем отличие? — Первые способны (и склонны) к творческим озарениям. Вторые же предпочитают решать задачи системно, путем анализа. Так вот, ученые выяснили, что у тех и других людей принципиально разная структура активности мозга, причем не только в процессе решения каких-либо задач, но и в состоянии относительного покоя.

Эксперимент проводился в несколько этапов. Сначала мозговая активность фиксировалась в состоянии приятной расслабухи, т.е. испытуемые могли думать, о чем угодно. Потом требовалось расшифровать несколько анаграмм. Анаграммы, — слова, в которых переставлены буквы, — можно отгадывать двумя способами. Первый — систематический подбор букв, пока не будет найдет подходящий вариант. Второй — «погружение» в анаграмму и — внезапная догадка. Затем те, кто участвовал в эксперименте, сообщили ученым, каким именно способом они решали анаграммы. Оказалось, что мозговая активность у тех, кто предпочел интуитивный способ решения и тех, кто решал рационально, отличалась принципиально! Причем, активность мозга у двух групп людей была различной не только во время работы, но и в состоянии релаксации.

Как именно? — У сторонников творчески-интуитивного метода фиксировались очаги возбуждения в правом полушарии, которое отвечает за установление ассоциативных связей между какими-либо элементами. А ведь возникновение новых, необычных, неожиданных связей — и есть одна из характеристик творческого мышления.

Ученые сделали вывод, что склонность к определенному способу решения поставленных определяется уже существующим состоянием сознания.

А вы как думали? :)

А вы как думали? :)

Безусловно, что способность к творческому мышлению можно развить путем упражнений, предлагаемых, например, Эдвардом де Боно.

Во время эксперимента был сделал еще один важный вывод. Оказалось, что у образно/творчески мыслящих и систематически мыслящих людей, активность областей мозга, отвечающих за обработку визуальной информации, также различна. Рисунок альфа- и бета-ритмов у первых позволял сделать вывод, что их восприятие, скорее, рассеянно. Вторая группа отличалась сосредоточенностью восприятия визуальной информации. Вот вам и пресловутая рассеянность, позволяющая находить необычные связи!

***

Читайте еще!

Касала или Как хвалить себя?

Что делает музыка с человеком

Как стать профессионалом или правило 10 тысяч часов

О, сколько нам открытий чудных , ,

  1. Пока что нет комментариев.
Необходимо войти на сайт, чтобы написать комментарий.